Пошук по сайту


Рекомендации по проведению первого урока 2013/2014 учебного года в 1-9 классах общеобразовательных учебных заведений Автономной Республики Крым, посвященного 200-летию со дня рождения Тараса Григорьевича Шевченко

Рекомендации по проведению первого урока 2013/2014 учебного года в 1-9 классах общеобразовательных учебных заведений Автономной Республики Крым, посвященного 200-летию со дня рождения Тараса Григорьевича Шевченко

Сторінка1/3
  1   2   3
РЕКОМЕНДАЦИИ

по проведению первого урока 2013/2014 учебного года

в 1-9 классах общеобразовательных учебных заведений

Автономной Республики Крым, посвященного 200-летию со дня рождения Тараса Григорьевича Шевченко
Тарас Шевченко — великий легендарный поэт сказочного края, писатель-мыслитель, пылкий защитник социальных и национальных интересов украинского народа, великий борец за волю своего народа, своего края, отстаивал права украинского народа на его свободное суверенное развитие. Его бессмертное наследие — это вершина человеческого гения.
Учебный год в общеобразовательных учебных заведениях Автономной Республики Крым традиционно начинается с первого урока, который пройдет 2 сентября 2013 года.

Первый урок в 2013/2014 учебном году будет посвящен знаменательной дате 200-летию со дня рождения Тараса Григорьевича Шевченко, великого украинского поэта, прозаика, художника и общественного деятеля. Он всегда был патриотом Украины, всё его творчество, в основном, посвящено украинскому народу. Тарас Григорьевич мечтал об освобождении украинцев от социального и политического гнёта. 9 марта 2014 года Украина отмечает 200-летие со дня рождения Кобзаря.

Поскольку название темы первого урока одинаково для учащихся разных возрастных категорий – от первого до одиннадцатого класса – учителям необходимо дифференцировать и адаптировать ее содержание к конкретному классу с учетом возрастных особенностей детей, подобрать материал, интересный и доступный для учащихся.

Для того, чтобы раскрыть значение наследия Т.Г. Шевченко, на первом уроке учителю целесообразно акцентировать внимание на таких понятиях как Украина, культура, украинская литература. Следует включить в урок материал об историческом прошлом Украины, в доступной и интересной форме познакомить детей с биографией и творчеством выдающегося украинского поэта, писателя, художника - Т.Г. Шевченко. Особенное внимание следует уделить таланту Тараса Шевченко: гениальный поэт, писатель, великий украинский художник-живописец, мастер рисунка, акварели, первый украинский искусствовед, произведения которого актуальны и сегодня.

На уроке могут быть представлены материалы из воспоминаний современников поэта, письма, автобиографические и художественно-биографические эссе, репродукции картин, аудио-декламации произведений. Важным является оформление выставки книг, посвященной творчеству Т.Г. Шевченко.
Учитывая, что тема первого урока по своей значимости и емкости далеко выходит за рамки одного занятия, предлагаемые материалы можно использовать и при продолжении работы с учащимися.
Основными целями урока могут быть следующие:

для учащихся 1-4 классов:

  • познакомить учащихся с жизнью и творчеством Т.Г. Шевченко;

  • воспитывать любовь и уважение к светлому образу и наследию великого поэта-мыслителя, желание осознать его гениальность и важную роль в истории Украины;

  • способствовать формированию гражданской позиции, этнического и национального самосознания, языковой культуры;

  • воспитывать любовь к историческому прошлому, культуре украинского народа, желание приносить пользу своему Отечеству.


для учащихся 5-9-х классов:

  • раскрыть величие и бессмертие украинского поэта Т.Г. Шевченко, мирового гения, непревзойденного мастера слова;

  • показать красоту и непревзойденность его произведений;

  • подчеркнуть место Т.Г. Шевченко в украинском национальном возрождении;

  • показать большое значение его творчества в наше время;

  • воспитывать у учеников любовь и уважение к Великому Кобзарю, к историческому прошлому Украины, к страницам истории народа, который боролся за свою свободу;

  • почтительно относиться к приобретениям украинской культуры.


для учащихся 10-11-х классов:

Министерство образования и науки Украины предлагает провести единый видео-урок, посвященный 200-летию со дня рождения Тараса Григорьевича Шевченко, который пройдет 2 сентября 2013 года по УТ-1 в 8.30.
Исходя из поставленных целей, учитель может определить конкретные задачи первого урока.

Возможными формами проведения урока могут быть:

- урок традиционного типа с рассказом учителя, постановкой вопросов учащимся и совместным обсуждением их ответов;

- урок-конференция, на котором заслушиваются и обсуждаются мини-доклады учащихся (это может быть в том случае, если по тематике урока в рамках урочной и внеклассной работы уже проводилась соответствующая работа);

- урок-дискуссия, применимый в хорошо подготовленных классах;

- урок-практикум с анализом документов, статистических данных и др. материалов;

- урок-устный журнал.

Для учащихся 1-2 классов можно провести заочное путешествие (экскурсию) в Шевченковский национальный заповедник, познакомить с краткой биографией автора и его произведениями для детей.

В 3-4 классах целесообразно предложить учащимся небольшую исследовательскую работу в группах «исследователей», «биографов», «литературоведов», «искусствоведов», «художников» с последующей презентацией фактов из жизни и творчества Т.Г. Шевченко.

Форму проведения урока выбирает учитель с учетом возрастной категории учащихся, их подготовленности к участию в предлагаемой работе.
Если проведение первого урока планируется в учебном кабинете, то в его оформлении могут быть использованы:

  • карта Украины, Крыма;

  • портрет Т.Г. Шевченко;

  • иллюстрации к некоторым его произведениям;

  • картины Т.Г.Шевченко;

  • слайды, видеофильмы, аудиозаписи по теме;

  • музыкальные произведения: «Ревет и стонет Днепр широкий», «Думы мои думы», «Заповіт» и др.;

  • выставка произведений Т. Г. Шевченко.


По согласованию с администрацией первый урок может быть проведен не только в условиях школы, но и за ее пределами в зависимости от его цели: в городских, районных библиотеках, музеях (краеведческих, этнографических), галереях и выставочных залах, на природе.

Первый урок не должен начаться и завершиться в один день – второго сентября. Его успех будет гарантирован, если начатая в этот день работа будет иметь продолжение в течение всего учебного года и последующих лет.

Задача учителя – создать такую ситуацию на уроке, которая мотивировала бы учащихся к продолжению. Содержание и результаты первого урока в разных классах школы могут быть освещены в периодических изданиях и на страницах школьной печати. Этому событию могут быть посвящены специальные выпуски школьного телевидения и радио.

Практический материал к первому уроку

Тарас Шевченко родился 9 марта 1814 г. в селе Моринцы Черкасской области в семье крепостного крестьянина. У Тараса было 2 брата и 4 сестры. После 2 лет проживания в Моринцах семья Тараса Григорьевича переехала в с. Кирилловку, где он и провел все свое тяжелое детство. «Тяжелое», потому что его мать умерла, когда Тарасу Шевченко было всего 9 лет. После ее смерти отец женился второй раз, его избранницей была вдова, у которой было трое детей. Неудивительно, что она недолюбливала Тараса Шевченко и относилась к нему сурово, а порой и жестоко. Единственным человеком, который относился к Тарасу с пониманием и сочувствием, была его сестра Екатерина. Но после того, как она вышла замуж, ее поддержка закончилась. Когда Тарасу исполнилось 12 лет, умирает его отец. Началась взрослая жизнь, несправедливая и жестокая.

Тарас Шевченко с рождения любил писать и рисовать. В детстве он часто прятался в бурьян и на маленьком клочке бумаги сочинял стихи или рисовал.

Первым его учителем был дьячок, который любил выпить и не раз сек Тараса из-за плохого настроения. Несмотря на такую учебу, Шевченко все-таки смог выучить грамоту. Другими его учителями были соседние маляры, но они смогли лишь обучить Тараса элементарным приемам рисования. После этого Шевченко стал пастухом овец.

В 16 лет он попадает в число прислуги помещика Энгельгардта, сначала в роли поварёнка, затем казачка. Заметив у Тараса интерес к живописи, помещик решает сделать его придворным художником. Он отдаёт своего крепостного в обучение к преподавателю Виленского университета — портретисту Яну Рустему. В Вильно юный Тарас пробыл 1,5 года.

В начале 1831 года помещик переезжает в Санкт-Петербург, где продолжается обучение Тараса Шевченко уже у «живописных дел цехового мастера» В. Ширяева. У Ширяева Тарас мог срисовывать статуи в Летнем саду и посещать Эрмитаж. Однажды Шевченко, копируя на холсте очередную скульптуру, знакомится со своим земляком Иваном Сошенко, который в свою очередь представил его К. Брюллову и В. Жуковскому. Признание одарённости крепостного Тараса Шевченко со стороны выдающихся деятелей русской культуры сыграло решающую роль в деле выкупа его из неволи. В 1838 году 22 апреля Жуковский и Брюллов выкупают у Энгельгардта Тараса Шевченко из крепостничества за 2500 рублей, и в 24 года он получает свободу. Деньги на освобождение Тараса Григорьевича были получены от продажи на аукционе портрета В.Жуковского, написанного К.Брюлловым.

В 1838 году Шевченко поступает в Академию художеств, где изучает живопись, рисунок и творчество русских и украинских художников. После окончания в 1844 году Академии художеств писатель возвращается в Украину, в Киеве работает художником в Киевской временной комиссии по вопросам рассмотрения старых актов. В этот же период Тарас Григорьевич знакомится с историком Костомаровым, формируются его политические взгляды. Он вступает в «Кирилло-Мефодиевское» общество.

1840 – 1847 – период расцвета творчества Тараса Шевченко. В это время вышли такие великие произведения, как: «Гайдамаки», «Перебедня», «Тополя», «Катерина», «Наймичка», «Хусточка».

За эпиграмму на императрицу и революционное настроение стихотворений сборника «Три года» в марте 1847 года поэта арестовывают и отправляют в ссылку в Орскую крепость, где он должен был служить солдатом. Кроме того, Николай І своим указом запретил Тарасу Шевченко писать и рисовать.

Как художник Тарас Шевченко в 1848 году был включён в состав экспедиции по исследованию Аральского моря, где активно рисовал акварелью пейзажи и портреты, а затем – в геологическую экспедицию в горах Каратау. В период ссылки в свободное от работы время он писал повести на русском языке и создавал жанровые рисунки.

Благодаря ходатайству вице-президента Академии художеств графа

В. П. Толстого и его супруги, в 1857 году Тарас Шевченко возвращается из ссылки. Он живёт в Москве и Петербурге. В 1859 году приезжает в Украину, но находится под надзором полиции, постоянное проживание в Украине ему запрещено. Поэтому Шевченко возвращается в столицу.

К этому времени здоровье поэта было подорвано десятилетней ссылкой. Свой 47-й день рождения писатель встречает тяжелобольным.

Тарас Григорьевич скончался 10 марта 1861 года в Петербурге. Его хоронят сначала на Смоленском кладбище, но, согласно «Заповіту», 10 мая того же года его прах перезахоронили в Украине над Днепром на Тарасовой горе в

г. Каневе.

Несмотря на короткий жизненный путь, Тарас Шевченко оставил большое наследие как в литературе, так и в живописи. Шевченко писал в основном в жанре поэмы («Гайдамаки», «Сон», «Катерина» и др.), баллады («Причинна»), повести («Княгиня», «Музыкант»). Его лучшие сборники стихотворений «Кобзарь», «Три года», «В каземате» были написаны в заключении.

Произведения Т.Г.Шевченко переведены на большинство языков мира. Во многих государствах за пределами Украины установлены памятники Великому Кобзарю. В честь поэта названы парки, высшие учебные заведения, бульвары, театры и улицы.
Т.Г. Шевченко талантливый художник

Тарас Шевченко – автор более 1000 художественных работ. Это пейзажи, портреты, жанровые рисунки. Он в совершенстве владел техникой написания картин карандашом, пером, акварелью и маслом. Т.Г. Шевченко была присвоена степень академика по гравированию. Выпущен альбом его картин «Живописная Украина».

Превосходный поэт, Шевченко был и талантливым художником. При этом он работал в отраслях станковой живописи, графики, монументально-декоративного оформления и скульптуры, в совершенстве владел техникой акварели, масла, офорта, рисования карандашом и пером.
Он создал более тысячи художественных произведений. Интересно, что в 1859-1860 гг. он создал офорты с произведений зарубежных и российских художников, за что получил звание Академика гравировки.
Однако и тяготение к поэтическому слову у Шевченко было настолько сильным, что его ничто не в состоянии остановить - ни цензура, ни физические запреты , ни жизненные лишения. Не случайно, видимо, поэт так записал в своем "Дневнике": "Странное, однако ж, это всемогущее призвание. Я хорошо знал, что живопись - моя будущая профессия... И вместо того... я сочинял стихи, за которые мне никто ни гроша не заплатил и которые, наконец, лишили меня свободы..."
Ниже следуют описание далеко не всех картин Т. Г. Шевченко, дающее лишь общее представление о художнике с душой поэта.

«Автопортрет», 1840-1843 г. На автопортрете Т. Шевченко в расцвете лет, исполненный вдохновения. В произведении соединены непосредственность проявления человеческих переживаний, свойственных романтизму, с глубоким воспроизведением внутреннего мира, характерным для русского и украинского реалистического портрета 30-40-х годов XIX века. «Автопортрет» был создан Шевченко в академической мастерской товарища по учебе художника Ф. Пономарева во время болезни в конце 1839 – начале 1840 года (январь - февраль).

«Катерина», 1842 г. Единственная сохранившаяся картина, написанная маслом, академического периода. Картина создана на тему одноименной поэмы Шевченко. Художник стремился, чтобы картина была ясной и понятной, пробуждала сочувствие. Шевченко одним из первых в искусстве классицизма изображает беременную женщину, обобщая образ своей героини до уровня некоего символа, говорящего о судьбе целой нации.

«Одалиска», 1840 г. Акварель. Одна из первых самостоятельных композиций Шевченко. Несет на себе явное воздействие брюлловского стиля.

«Мария», 1840 г. Акварель. Создана по поэме А. С. Пушкина «Полтава». Акварель готовилась к изданию в альманахе «Утренняя заря».
События, описанные в «Полтаве», разворачиваются в начале XVIII столетия. Гетман Украины Иван Мазепа берет себе в жены дочь полковника Василия Кочубея – молодую красавицу Марию. В силу разных обстоятельств между гетманом и полковником возникает конфликт, в котором вверх одержал Мазепа. Непреклонный гетман решает казнить тестя и вскоре приводит свое решение в исполнение... Художник изображает момент, когда мать пробирается в покои Мазепы к дочери, умоляя заступиться за отца. Ритмическим ключом всей композиции является линия соединенных рук. Этот мотив делает зримым и ощутимым процесс перетекания энергии тревоги матери к безмятежно спящей дочери.

«Цыганка-ворожка» («Цыганка гадающая украинской девушке»), 1842. Акварель. Повторение одноименной авторской картины, которая, к сожалению, не сохранилась. За эту картину Шевченко получил в Академии художеств серебряную медаль второго достоинства.

«Портрет Ганны Закревской», «Портрет Платона Закревского», 1843 г. Масло. Портреты четы Закревских были выполнены по заказу отставного полковника, помещика из села Березовая Рудка Платона Закревского. Вопреки традиции, Шевченко вносит элементы диссонанса в систему парных портретов. Возможно, что этому послужили чувства, возникшие между художником и Ганной, и осознание невозможности их счастья.
В тот период Шевченко выполняет около двадцати заказных портретов, из которых, к сожалению, сохранились единицы. Заказы давали художнику настолько ощутимый заработок, что художник всерьез подумывал о поездке в Италию. Увы, этим планам не суждено было сбыться.



Тече вода з-під явора

Тече вода з-під явора

Яром на долину.

Пишається над водою

Червона калина.

Пишається калинонька,

Явір молодіє,

А кругом їх верболози

Й лози зеленіють.
Тече вода із-за гаю

Та попід горою.

Хлюпочуться качаточка

Поміж осокою.

А качечка випливає

З качуром за ними,

Ловить ряску, розмовляє

З дітками своїми.


Садок вишневий коло хати

Садок вишневий коло хати,

Хрущі над вишнями гудуть.

Плугатарі з плугами йдуть,

Співають, ідучи, дівчата,

А матері вечерять ждуть.
Сім’я вечеря коло хати,

Вечірня зіронька встає.

Дочка вечерять подає,

А мати хоче научати,

Так соловейко не дає.
Поклала мати коло хати

Маленьких діточок своїх,

Сама заснула коло їх.

Затихло все, тільки дівчата

Та соловейко не затих.

  1   2   3

поділитися в соціальних мережах



Схожі:

Информация об обеспеченности периодическими изданиями общеобразовательных...

Красноперекопской райгосадминистрации прика з
Изучить с 25 февраля по 15 марта 2013 года состояние преподавания, уровня учебных достижений учащихся 5-11-х классов учебных заведений...

Видавництво Рік
Министерством образования, науки, молодежи и спорта Украины для использования в специальных общеобразовательных учебных заведениях...

10-11 класи
Настоящие программы предназначены для учащихся общеобразовательных учебных заведений с украинским языком обучения и построена таким...

Указ президента україни №257/2012 Про додаткові заходи з підготовки...
З метою гідного відзначення у 2014 році 200-річного ювілею видатного сина українського народу Тараса Григоровича Шевченка, підтримки...

Методичні рекомендації до проведення Першого уроку, присвяченого...
М. В. Остроградського направляє методичні рекомендації щодо проведення Першого уроку в 2012 ­– 2013 навчальному році, присвяченого...

Програма російська мова: для 5-9 класів загальноосвітніх навчальних...
Настоящая программа разработана для курса русского языка, который изучается в 5–9 классах общеобразова­тельных учебных заведений...

Пояснительная записка Русский язык как предмет инвариантной части...
Русский язык как предмет инвариантной части учебного плана представлен в школах (классах) с украинским языком обучения с изучением...

План заходів з відзначення 200-ї річниці від дня народження Тараса Григоровича Шевченка
Розробити шкільний план заходів з відзначення 200-річчя від дня народження Т. Г. Шевченка

Централізована бібліотечна система для дорослих
Абдулаев, А. Р. Перспективы развития нетрадиционных источников энергии в Автономной Республике Крым [Текст] / А. Р. Абдулаев // Экология...



База даних захищена авторським правом © 2017
звернутися до адміністрації

l.lekciya.com.ua
Головна сторінка